Актуальные вопросы стандартизации и нормирования в светодиодном освещении

Полномасштабное внедрение светодиодов в светотехнике в жилых общественных помещениях, которым автор занимается на протяжении последних 12-ти лет, осуществляется в отсутствие нормативной базы, как для сертификации светодиодных источников света, так и световых приборов на их основе

Отсутствие нормативной базы

Отставание от мирового уровня нормативной базы ведет к широкомасштабным поставкам в страну технологически отсталой, зачастую просто вредной, бракованной продукции. Существующая система национальных стандартов и сертификации, которая призвана стать барьером на пути некачественной продукции и стимулом для развития качественного производства, не работает.

Современная нормативная российская база устроена таким образом, что на законодательном уровне находятся технические регламенты, а основу составляет доказательная база регламентов (см. рис. 1). Технические регламенты призваны обеспечить безопасность владения и пользования, а также создание технических устройств, в т.ч. световых.

Структура российской нормативной базы

Рис. 1. Структура российской нормативной базы

Первый шаг – внесение изменений в санитарные нормы и правила

Для того чтобы разрешить применение светодиодных источников света в жилых зданиях и помещениях, был сделан первый шаг по разработке соответствующих санитарных норм в российской системе нормативных документов.

По заказу «Роснано НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН проведены исследования психофизического воздействия светодиодных источников света на организм. Гигиеническая оценка давалась путем сравнения люминесцентных и светодиодных светильников.

На подвесном потолке были смонтированы светильники: в одном помещении – светодиодные, в другом – с люминесцентными лампами (см. рис. 2).

Описание установки

Рис. 2. Описание установки (слева – контрольная комната,
справа – комната со светодиодным освещением)

При этом показатели дискомфорта, уровень освещенности на столе соответствовали требованиям, указанным в таблице 1. Суть задания для добровольцев-волонтеров состояла в выполнении т.наз. корректорской пробы, т.е. испытуемые должны были находить и вычеркнуть буквенные сочетания в тексте, набранном мелким шрифтом.

Таблица 1. Требования к эксперименту

Показатель Значение
Освещенность, лм 400 ±10%
Плоскость нормирования, м 0,8
Показатель дискомфорта < 15
Коэффициент пульсаций светового потока < 10
Коррелированная цветовая температура, К 3500–4500

Сравнительные данные о спектре излучения двух источников света приведены на рисунке 3. На нем желтая кривая описывает спектральную характеристику люминесцентных ламп, а зеленая – светодиодов.

Спектральные характеристики­ двух источников света

Рис. 3. Спектральные характеристики­ двух источников света

Проведенные на добровольцах медицинские исследования частоты сердечных сокращений, времени переключения внимания и т.д. выявили весьма интересную закономерность – в условиях люминесцентного освещения испытуемые устали значительно быстрее. Их состояние по окончании выполнения полуторачасового задания оказалось существенно лучше при светодиодном освещении. При люминесцентном освещении было отмечено ухудшение нервно-психического состояния испытуемых, выразившееся в снижении функциональной лабильности зрительного анализатора, что свидетельствовало об утомлении нервной системы. При светодиодном освещении наблюдалось улучшение нервно-психического состояния добровольцев, выраженное в возрастании скорости принятия решений, улучшения показателей переключения и распределения внимания.

Идеологический разнобой

Но вернемся к вопросу стандартов. В настоящий момент складывается идеология светодиодных светильников, которая существенно отличается от идеологии традиционных светильников (см. табл. 2). Традиционный осветительный прибор, предназначенный для решения светотехнической задачи, имеет корпус, который также участвует в решении этой задачи. ГОСТы, описывающие требования к светильникам, описывали и требования к корпусу. Одни ГОСТы разработаны на источники света, другие – на патроны или пускорегулирующую аппаратуру (ПРА).

Таблица 2. Сравнение идеологий построения традиционных и светодиодных светильников


Традиционные светильники

Элемент Значение для свойств изделия
Источник света (лампа) Определяющее, решает светотехническую задачу
Арматура (корпус Определяющее, зависит от свойств лампы,
решает светотехническую задачу
Патрон Самостоятельное
Пускорегулирующая аппаратура Зависит от свойств лампы


Полупроводниковые (светодиодные) светильники

Элемент Значение для свойств изделия
Источник света (светодиодный модуль) Определяющее большинство свойств,
решает светотехническую задачу
Арматура (корпус) Шасси для светодиодных модулей, оболочка
Источник вторичного питания Ресурс изделия и ЭМС

Ситуация с ГОСТами в России

Ситуация с ГОСТами на сегодняшний день в России не простая. Во всех существующих стандартах, к сожалению, присутствует одна и та же ошибка, когда вместо физических величин, описывающих источник света, применяются такие понятия как «лампы накаливания», «ртутные лампы» и т.д.

Нормативная база светодиодного освещения

Для дальнейшего развития светодиодной отрасли необходимо сделать три шага в области нормативной базы:

  • создать классификацию светодиодных источников света;
  • создать общие и специальные технические требования к светодиодным световым приборам (светильникам);
  • определить методы контроля основных параметров светодиодных источников света и световых приборов со светодиодами.


Евгений Долин,
генеральный директор Некоммерческого партнерства производителей светодиодов и систем на их основе

В статье использованны материалы с сайта «Современная светотехника»